midzenis (midzenis) wrote,
midzenis
midzenis

Categories:

О взрослом контенте 19 века


Как-то это вот всё подозрительно напоминает сегодняшние телодвижения про вещества и легалаиз. Ну штош - всё к добру...
Когда говорят о приличиях (и их попрании) в 19 веке, обычно вспоминают о разных безобидных мелочах, вроде танцевала 2 раза подряд на балу с одним и тем же мужчиной, потеряла во время танца туфлю или что-то еще, обнажила ножку больше положенного и тд. Да уж, безобразие. А что же тогда было с еще более откровенными вещами? Картинами, журналами, легкомысленными книгами, а может и с чем похуже? Об этом моя новая зарисовка. Чтобы пост не попал под реальный контент для взрослых, картинки размещу без совсем уж откровенной обнаженной натуры.

Для ответа на эти вопросы отбросим совсем уж давние времена с античным культом тела, затем мрачным средневековьем с гонениями на него, а также эпоху возрождения, с вновь пробудившимся к нему интересом, не очень одетыми венерами да нимфами на фресках и картинах. Азиатское тоже брать не будем, это достойно отдельного рассказа. Возьмем Европу и Российскую империю. Так что там было у нас с подобной продукцией?
Главной особенностью России было то, что фривольности изначально ограничивались устным творчеством, ближе к хулиганству, чем к "горячему". Книги, картинки были редкостью, обычно ввозимой из-за рубежа. Примечательно, что долгое время интерес к ним проявляли только люди состоятельные, крестьянам было не до них, да и живые женщины им были интереснее. К тому же для многих и обнаженные статуи в парках или картины с недоодетыми нимфами были и так непотребством. Книги были в основном иностранные, стоили дорого, а главное, не все и по-русски то хорошо читали, а по-французски или английски тем более. Так что вопрос был не так актуален.

v7egwrS53JY.jpg

Илларион Прянишников "Любитель" (1860-е)

Первый запрет в империи был еще в 1715 году в воинском артикуле, который часто использовался и для штатских. Запрещалось распевать песни неприличного содержания, но наказание не прописали. По факту особо и не наказывали. Позже из-за революции во Франции усилилась цензура, запрещено было ввозить любую печатную продукцию из-за рубежа, поэтому благодаря этой общей цензуре заодно запрещали и "горячее". Позже правила смягчили, но горячее все равно обычно цензоры не пропускали. В 1845 году все же был принят закон, в котором фигурировала именно «аморалка». Запрещалось печатать или распространять "сочинения, имеющие целью развращение нравов, или явно противные нравственности и благопристойности, или склоняющие к сему соблазнительные изображения". За это полагался штраф от 100 до 500 рублей или арест от недели до 3 месяцев. Публично такое нельзя было демонстрировать, или, например, выставлять на витрине. А вот дома хранить можно было. Многие современники думали, что что-то подобное и разглядывает "любитель" Прянишникова.

На практике это привело к тому, что открыто такую продукцию не продавали. Легкомысленные картины, гравюры (чаще всего французского производства) были уделом эстетов. Некоторые делились привезенными из-за бугра легкомысленными романами, в которых пошлости часто было не больше чем в любом современном женском романе из ближайшего ларька. Зато у народа популярны были соответствующие песни и частушки, а у публики попродвинутее в рукописном виде ходили веселые стишки и даже поэмы. Классикой стало творчество Баркова, хулиганские поэмы Пушкина и Лермонтова, особенно его "юнкерское" творчество, вызвавшее массу подражаний. Одному подражателю это все же вышло боком. Офицера вычислили, отправили в действующую армию, где он вскоре и погиб. Но это был редкий трагический случай. Обычно людей пугало не наказание, а сам его факт. Например, уважаемый чиновник, а сам втихаря пошлость пишет, и вот за это могли уволить. Популярны были "заповедные сказки" Аксакова, хотя их к горячему можно причислить тематикой, а не содержанием.

На Западе тоже было все неоднозначно. Во Франции за производство сомнительного контента было уголовное наказание, но все равно его производили массово. Были даже художники, специализирующиеся на нем. Очень популярны были работы Поля Авриля (настоящее имя Эдуар Анри Авриль). Сюжеты у некоторых были перченые даже по современным меркам. Веселые картинки рисовал немец Peter Fendi. Работали они обычно под псевдонимами. Еще двусмысленнее было с печатной продукцией.


Втой же Англии все время действовали всевозможные комитеты по надзору за нравственностью и благочестием. Однако еще в 18 веке появился скандальный журнал "Список Харриса ковент-гарденских леди", и выпускался он 30 (!) лет (с 1757 по 1795 год. К 1791 году тираж был 8000 экземпляров в год. Больше многих обычных книг. Харрис был известным поставщиком этих самых леди и для рекламы обратился к ирландцу Сэмуэлю Деррику. В издании "веселых" картинок особо не было, зато были подробные описания и адреса этих леди, со всеми их достоинствами и недостатками. Деррик мечтал стать драматургом, и читатели оценили его писательский талант. Описания были такие: "По всей округе славится она прежде всего невероятного размера грудями, с которыми она управляется столь же ловко, как и с прочими своими конечностями, — на радость любителям удовольствий определенного рода. Можно сказать, что она принимает в любом виде — как спереди, так и сзади — и делает это с равновеликой охотой. Более того, заходам сзади она не препятствует, а, напротив, по ее же собственным словам, считает это одним из приятнейших развлечений". Или "Благовоспитанная особа, лет этак двадцати трех, и к тому же весьма оборотистая, о чем свидетельствуют ее глаза, которые глядят сразу в обе стороны. Однако ж сама она недурно сложена, а ее выдающиеся и отменно округлые груди не мнутся под рукой. Вся она пылает и дышит неподдельным желанием, и посему услаждение всех ваших чувств не заставит себя долго ждать. Она держит целый дом, и всякий джентльмен, имеющий при себе банковский билет, получит пропуск в ее святая святых.Пользуется спросом у заграничных мотов, ведь если вход с парадного стоит вполне сносно, то за позволение зайти с черного хода вам придется выложить не менее двух фунтов. И поскольку более ни в облике ее, ни в фигуре нет ничего примечательного, то оставим ее для утех господ с южным темпераментом".

А еще в Англии же выпускалось и огромное количество тематических романов. Поначалу авторы использовали игривые метафоры, к середине века все описывалось уже прямо. Чего стоят одни названия: «Похотливый турок» (1828), «Автобиография блохи» (1887, сатирическое произведение от имени вши с причинного места легкомысленной девицы), «Кардинал-соблазнитель» (1830), «Друг в постели, или наставление молодым девицам» (1822), «Сцены в серале», наделавшая шум «Фанни Хилл. Мемуары женщины для утех» и тд. К концу века эти книги и журналы были массовым явлением. Особенно известен был "Жемчужина, ежемесячный журнал для сладострастного чтения", который легально просуществовал 18 месяцев, пока его не запретили. Все это из консервативнейшей Викторианской Англии импортировали и в Европу, и в США.

На "Фанни Хилл" остановлюсь отдельно. Эта скандальная книга вышла еще в 1747 года и для 18 века Фанни стала такой же известной, как Эммануэль в 20. Отец писателя Джона Клеланда был офицером, при этом близким к литературной среде, да и сама семья было богатой и уважаемой. Поэтому публикация столь неприличного творчества шокировала общественность. Книготорговец, выпустивший "Фанни" был приговорен к позорному столбу. А когда самого автора вызвали на ковер и спросили, какого лешего столь уважаемый джентльмен изволит попирать общественную мораль, он заявил, что его на это подтолкнула бедность. И ему официально выделили пенсию (!) за обещание больше ничего не писать. Но все же на старости лет Клеланд выпустил "мемуары сладострастника". Название говорит само за себя. А "Фанни" ушла в народ, гуляла в списках и переиздавалась много раз и в 19, и в 20 веке. А знаменитый художник Авриль еще и иллюстрации для нее сделал.

Изменило ситуацию с клубничным контентом появление и развитие фотографии. Она сильно упростила производство, теперь не надо было заморачиваться с типографией. К 1880-м годам усовершенствование фотографии и полутоновой печати окончательно сделала занимательные фото и дешевыми, и доступными. Особенно много их производилось во Франции, это стали называть "французские открытки". Дело было уголовно наказуемым, поэтому и фотографы, и модели работали под псевдонимами. Одним из самых известных был фотограф Жан Ангелу (Jean Angelou). Свои работы он помечал инициалами JA. Ну а любимой его моделью была Фернанда (Fernande Barrey). Такие открытки заказывали почтой, продавали на толкучках. Большинство первых моделей были женщины с пониженной социальной ответственностью. Кстати на первых фотографиях многие были в телесном трико.

Еще одной особенностью российского (и не только) контента 19 века было то, что сомнительные материалы часто пытались выпускать под видом научных трактатов, научно-популярной литературы, журналов о здоровье, психологии и тд. В начале 20 века в Москве открылось издательство "Сфинкс", которое оформляла роскошные издания в античном стиле, ну а внутри занимательные произведения с говорящими названиями. Да и до этого подозрительный контент просачивался в на первый взгляд нормальную прессу. В 1880-х в газете "Новое время" печатался скандально известный Беренин под псевдонимом маститый автор. Отличился даже Немирович-Данченко. Возможно, это стало следствием модной атмосферы декаданса, да и классики к тому времени уже пробили брешь в стене этических запретов на обсуждение вопросов личной жизни. Из живописи в начале 20 века отличился известный художник Константин Сомов с его трилогией гравюр о маркизе (малая, средняя и большая маркиза). Спрос на нее был такой, что пришлось несколько раз переиздавать.
Ну и отдельно скажу про занимательное кино.





Первый "клубничный" фильм вышел почти сразу после первого обычного. Хотя он по нашим меркам был почти целомудренным. Невеста за ширмой переодевается, а жених ждет. Можно хоть белье посмотреть. Первый известный жесткий контент вышел в Латинской Америке в 1915 году и назывался "Сатир". Сатир украл самую красивую из резвящихся на лужайке нимф и добровольно-принудительно склонил ее к разнообразным безобразиям. Были и другие фильмы, но они до нас не дошли. Качество изображения было так себе, да еще и снимали часто на синюю плёнку, так что массовыми фильмы стали ещё не скоро, лидировало фотоискусство. В общем, неоднозначно все было в плане приличий.

Автор

P.S.
Фраза Благовоспитанная особа, лет этак двадцати трех, и к тому же весьма оборотистая, о чем свидетельствуют ее глаза, которые глядят сразу в обе стороны улыбнула ;>

Tags: женский уголок, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments